Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Анализ работы за прошедший учебный год

АНАЛИЗ   РАБОТЫ

учреждения образования 

«Минский государственный профессиональный  лицей №14

деревообрабатывающего производства и

транспортного обслуживания»

 

         Выстраивая отношения с внешней средой, лицей ведет постоянный диалог с организациями, заинтересованными  в воспитании учащихся. Все вместе они образуют созидающее воспитательное пространство, работающее на становление личности наших ребят.

         По данному направлению организована совместная деятельность лицея с  ОО «БРСМ» города, района. ОО «ОСВОД», МЧС Партизанского района,  Белорусским Обществом Красный Крест Партизанского района (далее БОКК), ЦГЭ Партизанского района, 14-й и 9-й  ЦРП, «Городским клиническим кожно-венерологическим диспансером», «Подростковым наркологическим диспансером»,  Мемориальным музеем-мастерской З.И.Азгура. Союзом ветеранов Партизанского района, Республиканским ДОСААФ, военкоматом Партизанского района,  с Военно-историческим обществом Центрального Дома офицеров Вооружённых Сил Республики Беларусь. Национальной библиотекой, театрами и музеями (количество учащихся, посетивших государственные музеи в 2015/2016 учебном году – 1075/287 %) города, Домом православной книги,  Минской епархией  Белорусской Православной Церкви, Православным приходом в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». С кинотеатрами «Мир» и «Пионер». Программа «Профилактика  девиантного  поведения учащихся», осуществляется совместно с ИДН, КДН, ГАИ  Партизанского района, а также подросткового наркологического диспансера.

         Широко практикуется приглашение в лицей представителей местных органов власти, деятелей культуры,  молодежных общественных организаций по основным вопросам и направлениям социально-экономической политики. В истёкшем году были организованы встречи с заместителем главы администрации Партизанского р-на Петрамовичем Н.Г., современными белорусскими поэтами И. Фроловой и А.Чумаковой, Л. Дранько-Мойсюком  и  Э.Акулиным, писателем  В. Квилорией, певицей Жанет.

         Изучить деятельность лицея в данном направлении позволяет исследование, которое проводится ежегодно, результаты  анкетирования текущего учебного года показали, что у большинства  учащихся достаточно чётко  сформированы жизненные цели и перспективы. 

По критерию «Гражданско-патриотическое воспитание»:

Опросник «Идеологическое воспитание»

         -39,6 %  учащихся, имеют высокий уровень   участия в общественной жизни страны. (2014/2015 – 38,4%) 

         -52,5 %   учащихся, имеют средний уровень    участия в общественной жизни страны. (2014/2015 - 53%) 

         -7,9 % учащихся, имеют низкий уровень    участия в общественной жизни страны. (2014/2015 - 8,6%) 

Анкета: «Уровень знания истории своего народа»

Результаты:

         -58,7 %  учащихся, имеют высокий уровень знания истории своего народа (2014/2015 - 68 %).

         -34,3 % учащихся, имеют средний уровень знания истории своего народа (2014/2015 - 24 %).

7 %  учащихся, имеют низкий уровень знания истории своего народа (2014/2015 - 8 %).      

         Анкета для учащихся «Уровень толерантности»                                                                                                         

Результаты:

         -79,5 % (2014/2015 - 79,3%) учащихся, имеют высокий уровень   толерантности.

         -10,2% (2014/2015 - 10,4%) учащихся, имеют средний уровень   толерантности.

         -10,3% (2014/2015  - 10,3%) учащихся, имеют низкий уровень  толерантности.                                                                                                                

         Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что в целом данные показатели  свидетельствуют об эффективности работы педагогического коллектива лицея по идеологическому воспитанию учащихся.      Но, не смотря на положительные моменты, нам есть над чем работать. В будущем  учебном году следует продолжить работу в данном направлении с учётом рекомендаций психолога: активнее привлекать учащихся к участию в общественно полезных делах и акциях, планировать тематические информационные часы, учитывая  запросы учащихся, знакомить учащихся  с понятиями  «Экстремизм» и  «Национализм». Усилить агитационную работу секретарю первичной организации ОО «БРСМ».

         Развитие социальных навыков, способности к личностному  самоопределению и саморазвитию решается  через органы ученического самоуправления.  В органы ученического самоуправления входят все старосты и заместители старост групп  и учащиеся 2 и 3 курса, выдвинутые от групп в Совет Лицея и Совет общежития.

         В совет лицея избираются наиболее активные учащиеся, пользующиеся авторитетом у своих товарищей. Участие ребят в органах самоуправления помогает приобрести опыт управленческой деятельности,  развить самостоятельность, раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности, ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем лицея. Традиционно органы ученического самоуправления проводят дважды в год День самоуправления, принимают активное участие в организации и проведении всех мероприятий проводимых в лицее. На должном уровне организовано самоуправление в группах 17В, 22Т, 27СЛ, 26Т, Т20ЭЛ, 24СТ (больше внимания уделить данному направлению в группах 28СТ, 29СТ, 23СЛ, 25 СТ, Т18).

                Инновационной деятельностью лицея по проблемам воспитания является использование технологии социализирующего воспитания, основной целью которой является развитие общественного сознания, т.е. такого сознания, которое поможет нашим выпускникам выстроить свое поведение в социальной среде на основе законов, норм, правил, принимаемых обществом как позитивные ценности  - в современных социальных условиях.

         В лицее работают  волонтерский отряд «Твори добро» (30 человек), «Отряд помощников ГАИ» (10 человек), отряд МООП (10 человек), 2 учащихся лицея состоят в ПСО «Ангел».

         Работа этих молодёжных объединений проводится совместно с общественными организациями города и района. Волонтеры оказывают помощь ветеранам, одиноко проживающим пожилым людям, инвалидам, детям - сиротам, воспитанникам социально-педагогических учреждений. В актив работы можно занести проведение следующих мероприятий:

-Акция ко Дню пожилого человека: «Перед старостью склоним головы»;

-Ремонт мебели в классах, косметический ремонт комнат в общежитии;

-Акция «Шляхам добрых спрау»  (оказание помощи  СПЦ с приютом Заводского района);

-Акции по благоустройству и уборки территории;

-Акция «Социальный патруль» (проводимой совместно с ОО «Красный Крест» Партизанского района);

-Акция «Дети детям»;

-Оказание помощи ветеранам в закупке и доставке овощей на зимний период;

-Уборка территории лицея и прилегающей к общежитию от снега;

-Бойцы МООП патрулируют и охраняют правопорядок на территории нашего района, дежурят в метрополитене, следят за порядком во время проведения массовых мероприятий;

-Размещение информации о пропавших без вести как взрослых, так и детей.

         Первичная организация БРСМ лицея является инициатором различных интересных культурно-массовых мероприятий, все вышеперечисленные мероприятия были проведены при непосредственном участии членов БРСМ. Члены ПО ОО БРСМ входят в состав  волонтерского отряда «Твори добро» и отряда МООП.

Основные направления деятельности:

Благоустройство воинских захоронений, памятников, обелисков; оказание шефской помощи инвалидам ВОВ, ветеранам труда, воинам-интернационалистам; участие в республиканских акциях ОО БРСМ: Акция «Милосердие»,  акция «Вахта памяти», акция «Молодежь ветеранам», «Я помню! Я горжусь!», «Молодость. Традиции. Будущее»; «Спасибо за Победу!»; акция «За Беларусь»,  акций «Ваша Победа – наша свобода», «Доброе Сердце» – ветеранам!», участие в городском мероприятии  посвящённом Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, в акции «Я - Беларус! Я - ганаруся!..» (по популяризации символов Республики Беларусь в преддверии государственного праздника «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь»), с акциях «СТОП СПИД!», «Брось сигарету!», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Быть здоровым – это модно!» День здоровья,  День отказа от курения, «Курение: за и против», «Меняй сигарету на конфету!» и т.д. В районном конкурсе по ЗОЖ в рамках  акции «Молодежь за здоровый образ жизни» ролик лицея занял 1-место. Отряд МООП за добросовестную работу был поощрён поездкой в Боровую на «Лазертаг» и в аквапарк. 

         Численность  ПО ОО «БРСМ» лицея составляет  106 учащихся (26%), к сожалению, эту цифру нельзя назвать высокой. Исходя из этого председателю первичной организации лицея Павленко О.В., во втором полугодии  необходимо обратить внимание на работу по вовлечению учащихся в ряды ОО «БРСМ», шире пропагандировать работу первички.

         Формирование здоровье сберегающего образа жизни и безопасного поведения в лицее осуществлялось  согласно программ: «Здоровье», «Семья», «Профилактика девиантного поведения учащихся», а также плана работы по профилактике ВИЧ СПИД и совместного с ЦГЭ Партизанского района проекта «Мой стиль жизни – моё здоровье», проекта «Здоровыми во взрослую жизнь».

          В сентябре – октябре  традиционно проводятся следующие мероприятия:

  • Изучение состояния здоровья учащихся и распределение их по физкультурным группам.
  • Выявление учащихся, состоящих на диспансерном учёте и нуждающихся в оздоровлении.

Анализ проведённых мероприятий показал, что в этом учебном году состояние здоровья учащихся выглядит следующим образом.

Всего учащихся: 413человека.

Физ. группы:

ЛФК – 10 (2,4%)

Специальная – 59 (14,3%)

Подготовительная – 166 (40,2%)

Основная – 178 (43,1%)

Группы здоровья:

I группа – 73 (17,7%)

II группа – 179 (43,3%)

III группа – 161 (39%)

Диспансерная группа :всего на учете – 152 (36,8%):

Сердечно-сосудистая система – 32 (7,7%)

Желудочно-кишечный тракт – 29 (7,0%)

Диспансерные хирурга – 58 (14%)

ЛОР – 12 (2,9%)        

окулиста – 12 (2,9%)

эндокринолога – 5 (1,2 %)

Бронхиальная астма – 4(0,9%)

                На основании медицинских справок и данных медицинского осмотра учащихся  создано 6 специальных медицинских групп, в которых занимается 235 учащийся.

         Также, сформирован список и организовано щадящее питание,  для нуждающихся  учащихся,  в этом году таких 27 человек, по сравнению с прошлым годом (29 чел.) количество уменьшилось, но не на много.

         Хочется отметить работу сектора по охране здоровья комиссии по социальной защите учащихся лицея, в частности Сарнацкую Т.В., в результате её деятельности в в течение года было оздоровлено 22 нуждающихся учащихся.

         Много внимания  уделяется работе, направленной на предупреждение травм и минимизацию их последствий, создание для учащихся  безопасной среды обитания и условий для активной деятельности, а также формирование у учащихся, родителей и лиц, обеспечивающих воспитание, обучение, установок и навыков безопасного поведения и оказания первой помощи при необходимости. Используются формы и методы работы:

-Прием и аттестация кабинетов, учебных производственных мастерских к началу учебного года;

-Выполнение  санитарно-гигиенических требований;

-Инструктажи безопасности при проведении массовых мероприятий;

-С целью предупреждения травматизма на уроках физкультуры  производственного обучения преподаватель, мастер п/о  до начала урока проверяют исправность оборудования и инвентаря, проводят инструктаж с учащимися, особое внимание обращает на соблюдение норм техники безопасности и страховку.

-Организация дежурства преподавателей и учащихся при входе и на переменах;

-Производственное совещание о состоянии травматизма в лицее;

-Встречи с инспектором ИДН и сотрудниками ГАИ, МЧС, ОСВОД, БОКК;

-Просмотр тематических видеофильмов

-Акции: «У дороги нет каникул» и др.

         Физкультурно-массовая работа проводится на основании, утверждённого директором  плана физкультурно-массовой работы на 2015/2016 учебный год. В соответствии с  запросом учащихся и приказом директора лицея от № 122-ОС от 12.09.2015г., работает 7 спортивных секций: ОФП с элементами волейбола,   Мини-футбол, ОФП с элементами баскетбола,  Спортивное ориентирование, Мото кружок, ОФП с элементами атлетизма (2). Количество учащиеся, занимающихся в спортивных секциях и клубах составляет 32 % от общего количества учащихся. Учащиеся лицея принимают активное участие в качестве зрительской поддержки во всех спортивно-массовых мероприятиях проводимых в городе и районе.

         В соответствии с календарным планом спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий команды лицея приняли участие в  городских соревнованиях:

-         Первенство города по мини-футболу 05.10. – 14.10 2015; (24СТ, 19СТ, 22Т, Т-20ЭЛ) 14 место.

-         Первенство города по л/а кроссу 28.09.2015; (24СТ, 22Т, 18В, 26Т, 28СТ, Т20ЭЛ, Т-19 СЛ); 15 место.

-         Первенство города по баскетболу 26.10.- 03.11.2015; (26Т, Т-20ЭЛ, 18СЛ, Т-19 СЛ, 26Т, 22Т); 15 место.

-         Первенство города по настольному теннису 24.11.2015; 5 место. Принимали участие (29СТ, Т-18В, Т-20ЭЛ).

         Анализ участия команд учебных групп в спортивных соревнованиях свидетельствует о недостаточно эффективной работе по подготовке учащихся для участия в городской спартакиаде среди учащихся профессионально-технических и средне-специальных учебных заведений. Особое внимание следует уделить активизации работы по расширению сети кружков и секций спортивной направленности.

         С целью противодействия распространения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов и недопущение их негативного влияния на здоровье учащихся в лицее ведется мониторинг наркоситуации, планируется и проводится работа по ранней профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ. Все мероприятия направлены на профилактику злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами и пропагандируют здоровый образ жизни среди молодежи. Одной из главных задач  данных мероприятий  является  информирование учащихся о последствиях наркомании,  направлены на приобретение навыков  отказа от употребления наркотиков и ПАВ, а также напоминание телефонов доверия, по которым можно обратиться в случае возникших вопросов по данной теме.

В работе по данному направлению используются следующие формы и методы работы:

Анкетирование и диагностика;

Декады правовых знаний и дни профилактики;

Встречи с представителями ИДН, КДН, МЧС,  ГАИ, ОНиПТЛ  РУВД Партизанского района г. Минска, старшим помощником прокурора Партизанского района г.Минска Марковской Н.Г., Минской городской коллегией адвокатов. Юридической консультацией Партизанского р-на г.Минска;

Выездные заседания судов;

Семинары, лектории, беседы;

Инфо-дайджест;

Акции;

Дебаты;

Конкурсы;

Тематические дискотеки;

Форумы;

web- страницы;

Тематические линейки;

Совет профилактики;

Воспитательные и информационные часы;

Тренинговые занятия с учащимися, требующими к себе повышенного внимания;

индивидуальные и групповые консультации;

кинолектории на правовую тематику с выступлением сотрудников ИДН;

видеосалон по здоровому образу жизни;

родительские конференции.

Творческое и культурно-эстетическое развитие.

              Одна из задач лицея – дать учащемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей.  Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, является одним из приоритетных направлений работы лицея.  К группе одаренных детей можно отнести учащихся, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.

         Особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся: осуществляется привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности. В 2015/2016 учебном году 4  учащихся лицея принимали участие в  городской конференции учащихся и работников учреждений ПТО И ССО «Мир и Человек» по темам: «Кароль фон Гуттен-Чапский и его вклад в развитие Менска конца 19 века» (учащиеся Вершицкий А., Алексеенко П., преподаватель Ситкевич Ю.В.), «Математические и физические иллюзии» (учащийеся Пажарский А, преподаватели Дегтярёва Т.К., Килбас Л.В.). «Стресс на рабочем месте» (учащийся Самусенко М., преподаватель Атрошкина Т.В.). Учащиеся награждены дипломами. Также ребята приняли участие в 2 районных конкурсах:

- Патриотический фото-конкурс «Связь поколений» (3 место)

- Фотоконкурс к Международному  женскому дню «Любимые женщины» (2-е место)

                У ребят есть возможность реализовать творческие возможности в проводимых в лицее конкурсах художественной самодеятельности, концертных программах, спортивных мероприятиях.

 В прошедшем учебном году  было проведено много мероприятий, но наиболее яркими, позволяющими  ребятам проявить свои  таланты были:

-           Конкурс открыток  ко Дню Учителя ( побудитель определен не был, т.к все открытки были достойны 1 места);

-           Оформление стенда «Калейдоскоп творчества»;

-           Праздничный  концерт, посвященный 75-летию системы профессионально- технического образования РБ (принимали активное участие группы Т18В, 24СТ, 23СЛ);

-           Оформление стенда ко Дню Матери  «Все на земле начинается с матери»;

-           Фестиваль профессионального мастерства и творчества «Золотая молодежь»;

-           Конкурс  «Зажги свою звезду!» (1 место - группа 27 СЛ, 2 место - группа 26Т,

-           3 место - группа Т18В);

-           Конкурс новогодних открыток (1 место- группа Т 20 ЭЛ , 2 место - группа 22Т, 3 место- группа 28 СТ);

-           Праздник  «Новый год в компании с тремя богатырями» ( Принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятия  27СЛ, 26Т, 24СТ, 28СТ, Т18В);

-           Акция «У зимы в Святки свои порядки» (активное участие принимали группы 17В, 24 СЛ,27 СЛ, 21 СТ);

-           Конкурс - поздравлений  к 8 марта( 1 место-Т18В, 2 место- 22Т, 3 место-26Т);

-           Неделя мужчин (1место-группа 24СТ, 2 место - группа 26Т, 3 место-группа 22Т).

         На организацию досуга учащихся направлена работа 11 объединений дополнительного образования  и 18 факультативов с охватом 325 учащихся (87%). Большой популярностью пользуются кружки декоративно-прикладного, технического творчества, спортивные секции. В лицее для организации свободного времени учащихся работают спортивный зал, тренажерный зал, ежемесячно проходят спортивные праздники, работает автошкола.

         Положительная динамика отмечается по охвату учащихся кружковой деятельностью. Анализ работы кружков по разным направлениям деятельности показал, что учащиеся непросто заняты в свободное от учебы время, но и развивают свои творческие, спортивные и технические способности. Вместе с тем, особое внимание следует уделить занятости учащихся, состоящих на различных видах учета через открытие востребованных занятий по интересам. На основе проведенного опроса учащихся, занимающихся кружковой деятельностью, было выявлено, что особый интерес учащиеся, состоящие на различных видах учета, проявляют к кружкам спортивного и технического направления, также учащихся интересует возможность не только с пользой заниматься любимым делом, но и получить возможность дополнительного заработка.

         Все активнее происходит взаимодействие учебно-воспитательного процесса с музеями  выставками, театрами города,  в течение года их посетили – 1075 чел. Что составляет  - 287% от общего количества учащихся, контингент – 374 чел.

         Проблемы: в лицее нет  объединений по интересам художественного и музыкального творчества. Требует расширения сеть кружков технического и спортивного направления.

                Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних одно из основных направлений в деятельности лицея. Одна из самых главных задач стоящей перед коллективом является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

         Воспитательно-профилактическая работа с учащимися склонными к девиантному поведению, а также совершившими правонарушения и преступления проводится в соответствии с программой «Профилактика девиантного поведения учащихся на период обучения», планом работы совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учащимися лицея (в состав совета входит старший  участковый инспектор ИДН РУВД Партизанского района Юсько Д.И.), планом совместной деятельности лицея и ИДН Партизанского р-на г. Минска по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся лицея, планом работы лицея по выявлению и предупреждению употребления, распространения  наркотических средств среди учащихся, согласованным с ИДН РУВД Партизанского р-на, а также планом совместной работы с 9 - городской детской поликлиникой.

Основные мероприятия:

-         Тематические линейки;

-         Совет профилактики;

-         тематические дискотеки;

-         декады правовых знаний и дни профилактики;

-         воспитательные и информационные часы;

-         тренинговые занятия с учащимися, требующими к себе повышенного внимания;

-         индивидуальные и групповые консультации;

-         встречи с работниками прокуратуры и правоохранительных органов;

-         кинолектории на правовую тематику с выступлением сотрудников ИДН;

-         видеосалон по здоровому образу жизни;

-         родительские конференции.

         По состоянию на 30.06.2016года в лицее обучалось:

состоящих на учёте в ИДН – 12учащихся;

признанных находящимися в социально опасном положении – нет;

признанных находящимися в государственной защите – нет;

требующих повышенного педагогического внимания– 3.

         На всех учащихся подутчётных категорий заведены карточки, за данными учащимися закреплены общественные воспитатели, ребята вовлечены в объединения  дополнительного образования, вовлекаются в проводимые в лицее мероприятия. В учетно-профилактических карточках, отражается вся проводимая воспитательно-профилактическая работа администрации, СППС, куратора, общественного воспитателя, мастера п/о, инспектора ИДН и других заинтересованных лиц. Педагогом-психологом и   педагогом социальным разработаны коррекционныепрограммы. 2 раза в год составляются промежуточные анализы по эффективности выполняемой работы  с учащимся, вносятся корректировки.

         В 2015/2016 учебном году в лицее было совершено - 2 преступления учащимся 2 курса, из полных благополучных семей, на момент совершения преступления возраст учащегося - 17 лет и  21 правонарушение (8 выявлены лицеем, совершены учащимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Основным видом правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, является распитие алкогольных и слабоалкогольных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах (ст.17.3 КоАП РБ), а так же курение в общественном месте (ст.17.9 КоАП РБ). Возраст учащихся, совершивших правонарушения от 16 до 18 лет.

         Анализ правонарушений и преступлений, совершённых учащимися лицея показал.

         Наибольшее количество правонарушений допущено в группах: 18СЛ -  куратор Баскакова Н.М., мастер Мазур А.М., гр.19СТ – куратор Хатюн Е.Г., мастер Ревинский С.И., гр.21СТ – куратор Гатило Л.В., мастер Синицкая Т.М.

Преступления совершены учащимися групп 20Ст куратор Апшева А.А., мастер Силкин А.В., гр.21СТ – куратор Гатило Л.В., мастер Синицкая Т.М., гр. 24СТ куратор Земскова Л.Ю., мастер Манулик О.Н.

         Анализируя работу кураторов и мастеров данных групп по профилактике и предупреждению и правонарушений и преступлений в можно сделать вывод:

– индивидуальная работа проводится без учета личностных качеств подростков и обстоятельств, оказывающих на них отрицательное влияние;

– не налажен системный подход в организации работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних;

– прослеживается однообразие форм и методов организации профилактической работы с учащимися и их родителями;

– имеет место низкий результат в работе по предупреждению совершения учащимися правонарушений и преступлений.

         Анализ проведенных педагогических расследований по выявлению причин и условий совершения преступлений показал, что в основном все преступления совершены во внеурочное время, и во время прохождения  производственной практики на предприятиях города.

       Это говорит о том, что не все кураторы и мастера  уделяют достаточное внимание воспитательному потенциалу объединений дополнительного образования лицея, а также отсутствует  контроль   со стороны родителей за проведением свободного времени своих  детей.          Так учащиеся Чёрный А., гр.21СТ и учащийся Макейчик В., гр.19СТ не занимаются  в объединениях дополнительного образования.  Для учащихся из числа детей сирот, и  детей оставшихся без попечения родителей,эгоистически-потребительская мотивация, уверенность в своей безнаказанности.  

         В результате  наблюдается  рост преступности среди учащихся, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, идет снижение общей культуры учащихся.   

         Одним из важных аспектов работы по профилактике правонарушений и преступлений является организация продуктивного взаимодействия всех субьектов воспитательного процесса.  Кураторы и частично мастера  групп 21СТ, 22Т, 23СЛ, 24СТ, 26Т, 27СЛ, Т-18-В, Т-19-СЛ., тесно взаимодействуют со специалистами СППС, в работе с учащимися, состоящими на учете в ИДН (составляют характеристики, акты ЖБУ, посещают ребят, проживающих в общежитиях, сообщают об изменениях в поведении учащихся, что ведет к более оперативному и своевременному выявлению девиации). Разработанные педагогом-психологом на основе проведённых диагностик рекомендации по работе с учащимися, очень облегчают работу куратора и мастера в данном направлении, это позволяет более тонко прочувствовать внутренний мир учащегося и установить более быстрый контакт.

         Своевременное выявление учащегося, состоящего на учете – это основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Учет ведется специалистами СППС. На каждого учащегося, состоящего на профилактическом  учете в ИДН ведется учетно-профилактическая карточка, которая содержит следующие материалы:

-           Акт обследования ЖБУ;

-           Психолого-педагогическую характеристику несовершеннолетнего;

-           Выписки из протоколов заседаний Совета профилактики;

-           Рекомендации педагога-психолога по взаимодействию с несовершеннолетним;

-           Результаты диагностики;

-           Карту контроля;

-           Переписку с органами, осуществляющими профилактическую работу с учащимся;

-           Другая полезная информация.

         Главная задача специалистов СППС вовлечь всех кураторов учебных групп и мастеров в работу по ведению данной формы отчетности проводимой для профилактики совершения правонарушений и преступлений среди учащихся лицея. Так как системный подход и своевременная фиксация проводимой профилактической работы в карточках позволит более объективно оценивать эффективность работы с учащимся, своевременно корректировать индивидуальный план работы и видеть реальную тенденцию на улучшение, стабильность или ухудшения в поведении подростка. По данному направлению хочется отметить работу следующих кураторов и мастеров: гр26Т куратор Дегтярёва Т.К., мастер Середич П.А., гр 27СЛ куратор Килбас Л.В., Коваленко М.И., Селюжицкий А.А., гр.17В мастер Гостило С.П., гр.Т18В куратор Конопацкая О.Ф., гр.24СТ. куратор Земскова Л.Ю., мастер Манулик О.Н., гр.20Ст куратор Апшева А.А., гр.22Т куратор Левко М.Г., гр.23СЛ куратор Колмакова М.В., мастер Пасовец Д.М., гр.Т20ЭЛ мастер Коваленко А.Л.

         Органом, анализирующим работу педколлектива в данном направлении, является Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся лицея (далее совет профилактики).

                Работа совета профилактики осуществляется в соответствии с  положением о совете по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся лицея, плана  на календарный год. Работает совет профилактики в составе, утверждённом приказом директора № 83-ос от 31.12.2015г. Заседания проводятся в 3 среду ежемесячно. На заседания приглашаются учащиеся совершившие правонарушения, преступления, а также склонные к пропускам занятий без уважительных причин, нарушающих  дисциплину, а также их родители или законные представители. На Совете профилактики рассматриваются такие вопросы как, пропуски занятий без уважительной причины, нарушение Устава лицея и правил проживания в общежитии, совершение правонарушений и преступлений учащимися.

         Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся УО «МГПЛ № 14» применяет следующие меры влияния и воздействия на учащегося и родителей: обсуждение проблемы; оказание помощи родителям в воспитании; направление писем в совет содействия семье и школе по месту работы родителей; ходатайство перед администрацией об объявлении замечания, выговора;  постановка на профилактический учет в лицее; постановка на учет, как находящегося в социально-опасном положении; оказание содействия по вовлечению подростка в организационные формы досуга; закрепление общественного воспитателя с целью социально-педагогической опеки; сообщение в подростковую наркологическую службу; направление материалов в отношении учащегося для рассмотрения на заседание комиссии по делам несовершеннолетних; ходатайствовать о постановке либо снятии с  профилактического учета ИДН, ходатайствовать перед педагогическим Советом об отчислении из числа учащихся.

         За период с 01.09.2015г. по 30.06.2016г. в УО «МГПЛ № 14» было проведено 11 (одиннадцать) Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.  Рассмотрено 113 персональных дел; объявлено 49  замечаний, объявлено 15 выговоров, направлено к наркологу 2 человека, проведено воспитательно – профилактических бесед 4. Следует отметить, что среди учащихся, включенных в список, состоящих на профилактическом учете за период с 01.09.2015г. по 30.06.2016г. снято с учета ИДН 5 учащихся, в связи с исправлением.

Проблемное поле:

Снижается ответственность родителей за воспитание детей.

Снижение количества объединений дополнительного образования и не 100 % занятости учащихся требующих повышенного педагогического внимания в объединениях дополнительного образования.

Возможные пути преодоления недостатков:

Принять меры по открытию новых объединений дополнительного образования, спортивных секций и предметных кружков.

Кураторам и мастерам усилить работу по вовлечению учащихся требующих повышенного педагогического внимания в объединения дополнительного образования, а также контроль над посещением учащимися объединений дополнительного образования, проводить дополнительные беседы по выявлению причин их непосещения.

3.а) Совершенствовать работу по корректировке семейного воспитания.   б) Разработать карту неблагополучной семьи.

4.Провести в соответствии с разработанными положениями конкурс внеклассных мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений в группе.

5. Заместителю директора по УВР проанализировать и обобщить результаты деятельности кураторов и мастеров по профилактике правонарушений и преступлений на  ИМС,  Совете профилактике в январе 2017года.

         В соответствии с программой «Семья», в рамках идеологической работы с учащимися, большое внимание было уделено работе с родителями. Проводятся индивидуальные консультации для родителей специалистами СППС, изучение детско-родительских отношений (анкета для родителей «Знаю ли я своего ребенка?» с параллельной анкетой учащихся, «Какая моя семья?»), работает телефон доверия для родителей и учащихся. Подготовлен и распространяется раздаточный материал с информацией об особенностях юношеского возраста, рекомендациями по обучению и воспитанию учащихся в семье. На информационных стендах размещена информация «Для вас, родители!». На сайте лицея имеется рубрика «Родителям». На родительские приглашались сотрудники ИДН, ОНиПТЛ  РУВД Партизанского района, врачи специалисты УЗ «9 детская городская поликлиника г. Минска. Однако, в группах 19СТ, 21Ст наблюдалась малая посещаемость родителями собраний. Анализ работы кураторов и мастеров в данном направлении  показывает, что на должном уровне она проводится в группах № 24СТ куратор Земскова Л.Ю. мастер Манулик О.Н., №23СЛ куратор Колмакова М.В., мастера Саливон И.В., Пасовец Д. М., Савошевич В.В., № 26 СЛ куратор Килбас Л.В., мастера Коваленко М.И., Селюжицкий А.А., № 17В куратор Павленко О.В.,  мастер Гастило С.П.

         Другими кураторами недостаточно внимания уделяется таким направлениям работы как:

-           вовлечение родителей в совместную деятельность;

-           корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

-           взаимодействие с общественными организациями родителей;

         Формы работы, используемые в работе с родителями - чаще всего это информационные родительские собрания. Индивидуальные беседы.

         Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и лицея сегодня являются: занятость родителей; недостаточное внимание к образованию детей; невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей.

         В силу обозначенных проблем, неблагоприятных внешних обстоятельств, работа с родителями в последнее время частично ослабла.

         Исходя из выявленных проблем кураторам и мастерам, необходимо в следующем учебном году  решить следующие задачи:

1. При составлении плана совместной  работы куратора и мастера с родителями, обратить особое внимание на психолого-педагогическое просвещение, и пропаганду положительного опыта семейного воспитания.

2. Активней вовлекать родителей в совместную деятельность.

3. Воздействовать на родителей, не уделяющих воспитанию своих детей должного внимания, через общественные организации (Родительский комитет, Совет по оказанию помощи семье и школе по месту работы, и другие).

4. Посещение учащихся проживающих в общежитиях и на частных квартирах.

                Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы лицея, является методическая работа. С целью совершенствования и повышения эффективности воспитательной работы в лицее создано и работает методическое объединение кураторов

         С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса  в 2015/2016 учебном году МО кураторов   проводило методическую работу по проблеме: «Создание условий для воспитания интеллектуально развитой, физически и нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина -  патриота через использование современных  педагогических технологий». В прошедшем учебном году возглавляла МО кураторов Колмакова М.В.

         Большинство заседаний носили практико-ориентированный характер, включали элементы тренингов, практикумов и были направлены на активное участие педагогов.

         Успешная реализация целей и задач МО была возможна благодаря сотрудничеству с СППС лицея. Социальный педагог Е.Н. Витковская-Сологуб  и  психолог Т.А. Комарова приняли самое  активное участие в подготовке и проведении заседаний, их компетентные советы и рекомендации позволили обеспечить должный профессиональный подход, особенно это касается таких тем МО как «Коммуникативное мастерство», «Профилактика девиантного поведения», «Учет гендерного аспекта учебного заведения при планировании и организации воспитательной работы» и др.

         Всего было проведено 10 методических объединений, необходимо отметить, что некоторые из них являются уже традиционными: «Основные требования к организации воспитательной работы» (знакомство с инструктивно-методическими письмами и основными направлениями воспитательной работы в новом учебном году), психолого-педагогический консилиум «Первокурсник 2015» (формирование представлений о социальных паспортах групп, учащихся, требующих индивидуального подхода), «Итоги воспитательной работы за первое полугодие» (эффективность воспитательной работы за первое полугодие, анализ причин девиантного поведения подростков), «Анализ работы МО за 2015-2016 уч. год» (выявление слабых и сильных сторон реализации основных целей и задач в процессе организации МО кураторов).

         Остальные МО можно разделить  тематически на несколько групп:

Организация работы с учащимися, требующими повышенного внимания со стороны руководителей групп, администрации, СППС («Организация работы с учащимися, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа», «Профилактика девиантного поведения»).

Использование и внедрение новых (и не только) воспитательных технологий («Новые воспитательные технологии и возможности их внедрения в воспитательный процесс», «ИКТ в воспитательном процессе»). Знакомство с методами  и приемами, которые могут быть использованы руководителями групп при подготовке и проведении воспитательных часов, информационных часов, организации КТД, оптимизации собственного времени  и т.д.

Учитывая, что все учащиеся лицея – мальчики, особого внимания заслуживает использование гендерного подхода при организации воспитательной работы (круглый стол «Учет гендерного аспекта учебного заведения при планировании и организации воспитательной работы»).     

         Содержательно заседания МО были рассчитаны как на руководителей групп, которые работают уже достаточно давно, так и на молодых специалистов. Как правила основная форма организации работы в рамках темы – работа в группах, что позволило коллегам чувствовать себя достаточно свободно для обмена опытом, собственными точками зрения. В течение года  проводился анализ  документации кураторов, посещения воспитательных часов и внеклассных  мероприятий. Исходя из анализа, можно сделать следующие выводы:

- 89% кураторов содержат документацию по воспитательной работе: имеют утвержденный план  воспитательной работы,  методические разработки  воспитательных часов, диагностические исследования коллектива группы, поддерживают связь со специалистами СППС и педагогами дополнительного образования;

-  61% сдают документация вовремя;

- 91% кураторов     систематически участвуют в лицейских мероприятиях, регулярно проводят воспитательные часы;

-   23% привлекают к организации и участию в мероприятиях группы родителей.

         В целом работу МО в 2015/2016 уч. г. можно признать удовлетворительной: поставленные цели и задачи были достигнуты, мероприятия имели практическую направленность, позиция коллег в процессе проведения заседаний была активной, были созданы условия для активного взаимодействия кураторов и мастеров, руководителей групп и СППС.

         В следующем году при планировании и организации МО кураторов необходимо:

1. Систематизировать взаимопосещение кураторских часов;

2. Активизировать участие педагогов и учащихся в лицейских, районных городских и республиканских творческих конкурсах;

3. Совершенствовать деятельность методического объединения по оцениванию результатов воспитательной работы членов педагогического коллектива.

         Общежитие лицея – особая среда жизнедеятельности учащихся, в которой они приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. Социокультурные условия общежития и личность воспитателя значительно влияют на личностное и профессиональное становление учащейся молодёжи, кроме того, именно в общежитии в большей степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.

         В 2015/2016 учебном году в общежитии лицея было заселено 105 человека, из них 24 человека учащиеся 2 и 3 курсов и 79 – 1 курса.

         С учащимися, проживающими в общежитии, проводился ряд мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, воспитания негативного отношения к вредным привычкам, разъяснения опасности наркомании, СПИДа (инд. беседы; просмотр и обсуждение худ.  фильмов «Ангелы не спят», «Гарвардский бомж», «Путь в никуда»; участие в акции «Красная ленточка»; инфо-дайджест «Сам себе 103»).

         Проводятся диспуты, круглые столы («Конфликты и способы их решений», «Какой должна быть работа: престижной или любимой?», «Существует ли конфликт отцов и детей»), видео лекторий «Любовь и влюбленность», часы общения («Проблемы ответственности молодых людей за последствия сексуальной близости», «Наркотики: между жизнью и смертью», «Табачная зависимость», «Будущее, которое мы выбираем!», «Влияние социальной среды на здоровье человека» и т.д.).

Создана открытая группа в соцсетях, в которую входят учащиеся, проживающие в общежитии, воспитатели, юрист лицея. Ребята делятся новостями, могут задать вопросы юристу, обсудить фотографии и мероприятия.

         В рамках проекта «Моя семья», проводится работа с учащимися, оставшимися без попечения родителей. 

         Большое внимание уделяется культурно-досуговой деятельности. Учащиеся посещают театры и кинотеатры; принимают активное участие в театрализованных представлениях и концертах, проводимых в лицее; с увлечением играют по вечерам в настольные и развивающие игры (шахматный турнир, «Активити» и т.д.); учатся готовить на кулинарных практикумах и принимать гостей; вместе празднуют Дни рождения. К Новому году была открыта «Мастерская Деда Мороза» и дизайн-проект «Калядная хатка», где каждый желающий смог воплотить свои творческие идеи. Практически все праздники и памятные даты были отмечены мероприятиями в общежитии: День матери, Новый год, День воинов-интернационалистов, День Св. Валентина, 8 Марта, 30 годовщина Чернобыльской катастрофы, Пасха, 9Мая.

         Согласно Положению об общежитии УО «Минский государственный профессиональный лицей № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания» в общежитии создан Совет общежития, в содержание работы которого входит контроль соблюдения проживающими Правил внутреннего распорядка и превращение общежития в зону высокой культуры и быта.

         На заседаниях Совета общежития (1 раз в месяц) и планёрках решаются самые разные вопросы: утверждаются планы работы на месяц, члены совета отчитываются о своей работе, подводятся итоги смотра-конкурса на лучшую комнату, обсуждаются текущие вопросы, приглашаются учащиеся нарушающие Правила внутреннего распорядка в общежитии и т.д.

         С целью предупреждения нарушения правил проживания в Совете общежития функционирует сектор охраны правопорядка. Члены сектора регулярно проводят рейды для выявления учащихся, нарушающих правила проживания. Выявленные случаи обсуждаются на собраниях сектора. Злостные нарушители вызываются на заседания Совета общежития, где рассматриваются их персональные дела и, по мере необходимости, пишутся ходатайства о вызове некоторых учащихся на заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся (в лицее). Это учащиеся: Иванов Константин, Песецкий Роман, Драчан Артем, Королик Александр, Рабцевич Кирилл, Войтехович Богдан, Святошенко Вадим, Грахольский Денис, Сенчук Михаил, Артёменко Артём, Козырицкий Дмитрий, Глубокин Александр, Лиходиевский Максим, Зезётка Андрей, Ротько Алексей.

За отчетный период за нарушение правил проживания в общежитии было выселено 2 человека: Зезётка Андрей, Ротько Алексей.

         Воспитательный процесс в общежитии проходит при непосредственном участии СППС лицея, руководителей групп и родителей учащихся. С этой целью ведется журнал учета посещения общежития руководителями групп, а также сотрудниками МВД, МЧС и т.д.

         Участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних МОБ УВД администрации Партизанского района г.Минска старший лейтенант милиции Юсько Д.И. регулярно посещает не только состоящих на учёте в ИДН, но и иных учащихся с целью проведения профилактики девиантного поведения. Совместно воспитателями и инспектором проводилась работа по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, беседы об ответственности за  употребление  спиртных  напитков  и наркотических  средств, уголовной ответственности, ответственности за распространение порнографии и т.д.

         Совместно с СППС проходила адаптация учащихся нового набора, про-водились регулярные беседы «Трудности самостоятельной жизни», занятия для учащихся «Откровенный разговор с психологом». Соц. пед. лицея Витковская-Сологуб Е.Н. принимает самое активное участие в судьбах ребят, оставшихся без попечения родителей, проводит индивидуальную и групповую работу, участвует во всех открытых мероприятиях в общежитии.

         Задача воспитателя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самосто-ятельности учащимся, а по большему счету - предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.

         Вместе с тем постановка воспитательной работы с учащимися в общежитии в значительной степени зависит от руководителей учебных групп. Учащиеся одной группы в общежитии, как правило, размещены в одном блоке или на одном этаже. Это должно обеспечить преемственность в работе с коллективом группы в учебное и внеурочное время и позволяет более успешно решать коллективные задачи. Руководителям учебных групп необходимо во всех подробностях знать жизнь подопечных в общежитии. А для этого ему следует бывать в общежитии ежедневно. Это не означает, что мастер должен превратиться в «няньку» или «надзирателя», но без систематического личного общения с учащимися в общежитии, с его персоналом, с Советом общежития, без знания условий жизни и содержания деятельности учащихся вне уроков, ни о какой воспитательной работе вообще не может быть и речи.

         К сожалению, не все мастера п/о добросовестно и с душой относятся к своим обязанностям.

         Активно участвуют в жизни учащихся и находятся на постоянной связи с воспитателями руководители учебных групп: .22Т (Левко М.Г., Басаревский А.П.), 27СЛ (Килбас Л.В., Коваленко М.И., Селюжицкий А.А.), 26Т (Дегтярёва Т.К., Середич П.А.), Т 20ЭЛ (Кругленя Ю.В., Коваленко А.Л.).  

06.04.2016 года общежитие лицея было награждено дипломом за 3место на районном смотре-конкурсе на лучшее студенческое общежитие Партизанского района г.Минска в 2015/2016 учебном году.

         Анализ условий проживания и уровня воспитательной работы в общежитии позволяет сделать следующие выводы о том, что в 2016/2017учебном году необходимо:

-           Осуществление более тесного командного взаимодействия между администрацией лицея, СППС, воспитателями, мастерами п/о и кураторами учебных групп. Что является единственным залогом успешного воспитательного процесса.

-           Продолжать организовывать досуговую деятельность с учётом интересов и потребностей её участников, т.е. создание объединений, которые бы давали возможность приобрести навыки, необходимые в быту, семейной жизни. Развитие данного направления в общежитии  важно, потому что, если правильно и интересно будет организован досуг учащегося, живущего в общежитии, то такие проявления девиантного поведения как правонарушения, употребление алкоголя  и т.д. будут сведены к минимуму. 

-           Создавать условия для самовыражения каждого учащегося.

         В 2015/2016 учебном году в службе СППС  лицея работают педагог – психолог - 2 категории Комарова  Т.А. и педагог социальный без категории Витковская - Сологуб Е.Н. Рабочие места педагога социального и педагога-психолога  оснащены компьютером, принтером, есть доступ в  Интернет. Имеется наличие зоны для индивидуального консультирования и отдельного помещения для проведения групповых  занятий специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

         За истекший период педагогом социальным Витковской-Сологуб Е.Н. проведено 263 консультаций из них: с родителями – 29, с учащимися – 196, с педагогами – 38, педагогом -  психологом Комаровой Т.А. - 365 из них с родителями – 30, с учащимися – 250, с педагогами – 85. Основная тематика проведённых (консультаций, профилактических бесед, коррекционно-развивающие программы):

с учащимися: «Профилактические беседы ко Дню предотвращения суицидов», «Будущим мужьям на заметку», «Пьянство – путь к преступлениям», «Жизнь бесценна», «Причины роста пьянства и наркомании в молодежной среде», «Наркотики – свобода или зависимость, полет или падение?», «Профессия в жизни», «Индивидуальные особенности личности будущего специалиста», «Роль общения в профессиональной деятельности», «Сплочённая группа – залог успеха», «Призрачное счастье… Работа за границей: миф или реальность», «Я сам строю свою жизнь», профилактическое занятие: «Дорожи своей жизнью, второй не будет»,  с учащимися различных категорий учёта – занятие с элементами тренинга: «Отношение к жизни? Позитивное!», занятие с элементами психологических упражнений: «Всё в твоих руках», час общения по профилактике алкогольной и наркотической зависимости: «Ворота ста печалей», «Профилактика стрессовых состояний на экзаменах», интерактивный диалог: «Сила духа и сила тела: что важнее?», Круглый стол: «Как не стать живым товаром» и другие.

С педагогами: тематические консультации: «Социальная адаптация сирот», «Психология суицида», «Особенности адаптационного периода учащихся»,

«Конфликт с подростком и способы его преодоления», «Как помочь подростку в стрессовой ситуации», «Профилактика стрессовых состояний учащихся на экзаменах», «Профилактика эмоционального выгорания» (индивидуально, по запросу) и др.

С родителями: консультации – рекомендации по  профилактике стрессовых состояний у подростков: «Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания», «Предупреждение появления зависимостей у подростков»,разработаны рекомендации в виде памяток «Как уберечь своих детей».

         На сайте лицея  работа СППС отражена в рубриках  «Родителям» и «Учащимся».

         Диагностическая работа проводится в соответствии с  планом поэтапного мониторинга качества воспитательной работы, а также на основании  индивидуального плана работы педагога – психолога. По результатам каждой групповой диагностики написаны аналитические справки, даны рекомендации кураторам, мастерам, воспитателю общежития (в отношении учащихся проживающих в общежитии). Также проведится индивидуальная диагностика учащихся различных категорий, где изучаются их индивидуально-личностные  и характерологические особенности с целью осуществления индивидуального подхода и организации индивидуальной психокоррекционной работы  с каждым из них  в дальнейшем.  По запросу кураторов в период с сентября по октябрь месяц  была проведена индивидуальная диагностика учащихся допризывников с целью написания на них социально-психологических характеристик.

         Работниками службы СППС осуществлялась социально – педагогическая поддержка учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  которые испытывают трудности в социализации (совместные походы в магазин для приобретения продуктов питания; одежды и обуви; средств личной гигиены; в парикмахерские; в учреждения здравоохранения для прохождения медицинского осмотра и посещения, если ребенок находится на стационарном лечении).  В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, их интересы представлялись в ИДН, КДН, судах, УСЗН, банках и т.д.

         Так в 2016/2017учебном году были представлены интересы учащихся:

-         В Суде Заводского района города Минска защищались интересы Сенчука Михаила Сергеевича, относящегося к категории дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей, а так же лица из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей – в ноябре 2015 года лишение родительских прав родителей.

-           В Суде Фрунзенского района города Минска защищались интересы Клиндюка Леонида Сергеевича, относящегося к категории дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей, а так же лица из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей – лишение родительских прав. 09.06.2016 года при помощи юриста лицея Кестер Авы Альбертовны,  Клиндюку Леониду Сергеевичу был ограничен выезд из Республики Беларусь до совершеннолетия.

-           В ОГИМ Фрунзенского района города Минска, ЗАГСе Фрунзенского района города Минска, РВК Фрунзенского района города Минска представлялись интересы Иванова Константина Владимировича (получение паспорта в связи с достижением 14-ти летнего возраста).

-         В УЗ «9-ая городская поликлиника города Минска» представлялись интересы Грахольского Дениса Сергеевича – прохождение медицинского осмотра на профессиональную пригодность; представление прав и законных интересов в административной комиссии Партизанского района города Минска в связи с совершением административного правонарушения.

-           В АСБ «Беларусбанк» представлялись интересы Святошенко Вадима Григорьевича – для переоформления валютного вклада; представление прав и законных интересов в административной комиссии Партизанского района города Минска в связи с совершением административного правонарушения; документооборот по жизнеустройству учащегося после выпуска.

-         В УЗ «Городской психоневрологический диспансер города Минска» представлялись интересы Артеменко Артема Артемовича (медицинский осмотр и взятие генетического материала для определения наличия в нем психоактивных веществ); представление прав и законных интересов в КДН Партизанского района города Минска в связи с совершением административного правонарушения.

-         В течение учебного года педагог социальный представлял интересы учащихся, совершивших правонарушения: Качура И.В., Войтеховича Б.А., Курносова Е.В., Шичко В.И., Буденкова П.В., Иванова К.В., Белоусова П.Г., Землянского А.А., Грахольского Д.С. и др. в ИДН Партизанского района города Минска и КДН районов города Минска.

         Учащимся выпускникам, из числа лиц оставшихся без попечения родителей предоставлены рабочие места с общежитием. Все учащиеся данной категории получили материальную помощь. В течение года проходило взаимодействие в решении социально-педагогических проблем с органами власти, заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями.

         Была оказана материальная и психологическая помощь семейному учащемуся, при рождении ребёнка Яновичу В.В. группа 19СТ.

         Организация постинтернатного сопровождения выпускников сиротской категории в лицее осуществлялась согласно требований Постановления Совета министров Республики Беларусь от 31.05.2013г. № 433 «Об утверждении Положения о постинтернатном сопровождении детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и выполнение приказа комитета по образованию Мингорисполкома от 5 июля 2013 года № 216-ОС.

         В 2015/2016 учебном году осуществлялось постинтернатное сопровождение выпускников 2013/2014, 2014/2015 учебных годов.

         СППС лицея разработан план работы по постинтернатному сопровождению выпускников сиротской категории, на всех выпускников сиротской категории заведены карточки учета, разработаны маршруты сопровождения, где все участники образовательного процесса делают отметки об оказанной помощи и изменениях в жизнеустройстве выпускника.

В 2015/2016 учебном году педагогом социальным оказывалось постинтернатное сопровождение следующим учащимся -9 учащимся (Похомову А.А., Белоусову К.В., Борисевичу М.Ю., Довыдовскому А.Ю., Левковичу А.А., Кравцову И.А., Кирийчуку С.Л., Майтаку А. В., Микульскому П.С.)

         В целях обеспечения выполнения Декрета Президента РБ от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», а так же повышения эффективности воспитательной работы  по укреплению  института семьи, профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов несовершеннолетних учащихся, реабилитации несовершеннолетней молодежи.

         В лицее создана система работы с обязанными лицами и учащимися-сиротами по реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24.11.2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В соответствии с п.п. 9-11 Декрета, большое внимание уделяется работе по возмещению денежных средств и работе с обязанными лицами. В 2015/2016 году в лицее обучалось 11 учащихся оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении, из них 10 учащихся-сирот, на которых родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (13 обязанных лиц).   Общая сумма, подлежащая возмещению на содержание детей, по лицею в 2015/2016 году составила 231 204 951 рублей, поступило – 89 726 756 рублей. В полном объёме расходы,  затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении возместили - 3 обязанных лица. Процент возмещения расходов в 2015/2016г. составил -52%.

Не достаточно высокий процент возмещения объясняется несколькими причинами:

-         самой актуальной в работе по реализации Декрета остается не трудоустройство обязанных лиц и нахождение их в розыске или в местах лишения свободы;

-         очередное увеличение суммы подъёмных при трудоустройстве учащихся и увеличение базовой величины не позволяет обеспечить немедленное возмещение в полном объеме;

-         сроки полного возмещения средств на содержание детей зависят от роста заработной платы во всех отраслях, особенно в сельском хозяйстве.

Для решения выявленных проблем в следующем учебном году СППС необходимо расширять практику взаимодействия со всеми органами, отвечающими за реализацию Декрета 18.

         Вопросы состояния идеологической и воспитательной работы рассматривались на инструктивно-методических совещаниях и на Педагогическом совете, совещании при директоре, МО кураторов. В 2015/2016 учебном году кураторы, представители службы СППС, мастера, библиотекарь принимали участие в семинарах проводимых Минским городским учебно-методическим центром профессионального образования. Специалисты СППС ежемесячно посещали «Школу становления специалистов СППС» на базе СПЦ Партизанского района города Минска. Педагогом социальным совместно с педагогом – психологом  была разработана  программа «Я сам строю свою жизнь» по подготовке учащихся, относящихся к  категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни. Сценарная разработка педагога социального Витковской - Сологуб Е.Н., информационно-дискуссионной программы:  «А я, выбираю слово «НЕТ!»» опубликована в электронном журнале ГУ УМЦПО «Методический вестник» № 40. Творческой группой под руководством заместителя директора по УВР Семёновой Г.И., разработан проект «Здоровыми во взрослую жизнь», который принял участие в городском конкурсе проектов, направленных на профилактику правонарушений в молодёжной среде проводимом ГУВД Мингорисполкома.

         Целью идеологической и воспитательной работы лицея на 2016/2017 учебный год остается создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих,  личностных  качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.

         Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • Продолжить обеспечение реализации государственной политики в области образования, охраны детства; организация выполнения Кодекса Республики Беларусь «Об Образовании», других законодательных актов в сфере образования, охраны детства.
  • Продолжит работу по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах современного содержания образования, использование передовых методик и технологий  образования и воспитания.
  • Совершенствование социально-психологической составляющей воспитательной работы, активная  реализация современных подходов в идейно-нравственном,  гражданско-правовом воспитании и развитии личности учащегося в соответствии с существующей нормативной базой.
  • Развивать здоровьесберегающую среду лицея, базирующуюся на взаимодействии органов образования и здравоохранения.
  • Обеспечить оптимальные условий для профессионального самоопределения и обучения личности, повышения её конкурентоспособности на рынке труда;
  • Активизировать участие педагогов и учащихся в лицейских, районных городских и республиканских творческих конкурсах
  • Содействовать всестороннему творческому развитию индивидуальности каждого учащегося, стимулировать стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовыражению.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------    

    

     Наряду с положительными, позитивными результатами деятельности коллектива учреждения в 2015-2016 учебном году отметим основные проблемы и недостатки в работе, которые снижают показатели эффективности деятельности коллектива и требуют серьёзного анализа и исправления.

  •     К сожалению, в прошедшем учебном году нашему учреждению не удалось успешно выступить на международных соревнованиях WorldSkills-2016 и повторить результат 2014 года. Необходимо глубоко проанализировать причины,  послужившие неудовлетворительным итогам выступления, недостаточной работы по подготовке к нему. На перспективу нужно более внимательно подбирать кандидатуры участников, заранее отрабатывать планы и технологии их подготовки, стимулировать заинтересованность учащихся в их включении в команду лицея, расширить перечень квалификаций для участия в новых соревнованиях,  а именно: столярные, плотницкие работы, изготовление мебели. В наших силах занимать достойные места в республике на WorldSkills, т.к. профессиональная подготовка наших учащихся  ни в чем не уступает подготовке в тех 7-ми столичных лицеях и колледжах, учащиеся которых отличились на республиканских соревнованиях в мае 2016 года.

  • Существует насущная необходимость проведения: капитального ремонта здания общежития;  капитального ремонта  здания (с включением автодрома) отделения допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки; капитального ремонта здания производственных мастерских;

завершение ремонтных работ на объекте «Благоустройство территории лицея».  Для решения данных вопросов требуется выделение бюджетных финансовых средств на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту здания общежития лицея и проведение ремонтных работ.

  • Одной из самых серьёзных проблем продолжает оставаться вопрос  сохранности контингента.   Хотя количество случаев  отчислений учащихся по неуважительным причинам по сравнению с предыдущим учебным годом значительно сократилось,  у некоторых учащихся и их родителей отмечается  полное отсутствие разумной мотивации, уважительных причин, по которым подростки желают покинуть учреждение, не получив ни диплома, ни профессии, ни среднего образования.  Мягкотелость родителей, неумение мотивировать своих детей, заставить их учиться для собственного благополучия в дальнейшей жизни вызывает серьезное беспокойство.    Однако, педагогический коллектив продолжает расценивать каждый факт отчисления из состава учащихся как чрезвычайное происшествие.  На протяжении всего периода обучения с каждым из отчисленных учащихся проводится кропотливая постоянная индивидуальная работа  во взаимодействии с родителями,  участковыми инспекторами ИДН, работниками социальных служб.  

    Коллектив лицея пытается воздействовать  на родителей,  которые в свою очередь не проявляют особого желания удержать сыновей в лицее и повлиять на посещаемость ими учёбы и практики, ссылаясь на то, что их дети уже совершеннолетние, их не слушаются и хотят устраивать свои судьбы самостоятельно.  Для привлечения учащихся к исполнению своих обязанностей в плане продолжения и завершения обучения индивидуальная работа велась до последней возможности, шанс давался каждому, предлагались  самые благоприятные условия сдачи задолженностей и прохождения практики.  Персональную ответственность за отчисление учащихся несут руководитель учреждения, его заместители, руководители учебных групп  и спрос с них всегда очень строгий.

  •  В последнее время, и это не секрет, многие родители стали умышленно уходить от решения вопросов воспитания своих детей, стараясь переложить ответственность за их образование и их поведение только на педагогический коллектив.  В новом учебном году работу с родителями  необходимо ставить на первый план,  активизировать её с учетом современных социальных условий. Родитель должен быть постоянно в поле зрения куратора, мастера учебной группы: мобильная и телефонная связь, неформальное посещение на дому, регулярные приглашения  в лицей (и по положительным вопросам, и по негативным проявлениям), недопущение отсутствия родителей на собраниях группы и учреждения, заседаниях совета профилактики). Есть неоспоримые факты, свидетельствующие о том, что обучение ребят в школе вышло из-под контроля  родителей.  Но это было до прихода к нам в лицей. Теперь наша задача – привести  родителей  к адекватному пониманию их роли, заставить их исполнять свои родительские обязанности как следует быть.
  • В течение учебного года имелись  недостатки  в работе по организации производственной практики учащихся на предприятиях, а также по распределению выпускников.  В новом учебном году нельзя допускать попустительского отношения к вопросам практики учащихся,  допускать нарушения мастерами п/о графиков посещения предприятий, ошибок в оформлении документации, скрывать факты отсутствия учащихся на рабочем месте, а действовать строго в соответствии с  нормативными документами. Следует  активизировать работу по поиску рабочих мест на предприятиях и в организациях, заблаговременно выявлять и решать проблемы по этому направлению.
  • Много вопросов в течение учебного года возникало в отношении учащихся, проживающих в общежитии. Прямой  обязанностью руководителей  группы,  в которой есть учащиеся,  проживающие в общежитии,  является постоянный контроль за ними, ежедневные  посещения,  работа по привитию навыков бережного отношения к лицейскому и собственному имуществу, культурного обращения к окружающим, постоянная связь с родителями, четкое и своевременное реагирование на любой проступок,  на любое нарушение правил проживания вплоть до выселения. Нужно продолжить работу Совета общежития, распределить обязанности по направлениям работы, неформально отнестись к планированию действий каждого сектора Совета, дать возможность проявить инициативу каждому учащемуся.
  • Одним из сложнейших и кропотливых моментов в нашей работе оставалось взаимодействие с учащимися, относящимися к  сиротской категории. Этих ребят с каждым годом у нас лицее  прибавляется. Специалистам СППС совместно с руководителями групп, воспитателем общежития пора продолжить отработку  алгоритма, провести консультации, определить методы и приемы наших действий. 

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------

         

 

Цели  и основные задачи  деятельности учреждения

     

        Обеспечение качества и мобильности профессионального образования в соответствии с перспективными потребностями производства,  развитие финансово-экономической деятельности учреждения и рынка  образовательных услуг.

 

Основные   задачи:

  • Обеспечение качества профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
  •  Осуществление Программы развития учреждения на 2016 – 2020  годы.
  • Совершенствование  научно-методического обеспечения и информационного пространства образовательного процесса.
  • Развитие  внебюджетной  деятельности учреждения.
  • Укрепление и обновление  материально-технической  базы.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогических кадров.
  • Внедрение инновационных образовательных технологий. 
  • Повышение эффективности работы с молодыми педагогами.
  • Совершенствование воспитательной работы, работы в общежитии,  повышение эффективности организации деятельности СППС и  внедрение  эффективных  практик воспитания.
  •  Расширение социального партнерства.
  • Повышение престижности  учреждения среди потенциальных потребителей образовательных услуг и заказчиков квалифицированных рабочих кадров.

 

Разделы сайта